Можно ли мусульманам пить алкоголь?
В современном исламском мире практически не существует ситуаций, при которых мусульманам можно пить алкоголь. Это важная информация для россиян, европейцев и американцев, любящих путешествовать по странам Южной Азии и Ближнего Востока, загорать на морском побережье Египта, Турции, Малайзии, Таиланда, Индии. Особенно это касается граждан РФ, питейная культура которых предполагает отдых. Однако в данном случае желание выпить может расцениваться местными стражами порядка как нарушение закона и может принести огромное количество неприятностей.
[toc]
Можно ли мусульманам пить алкоголь?
Объективности ради, следует признать, что мусульмане знают вкус алкоголя, несмотря на существующий запрет. И дело вовсе не в употреблении спиртного в лечебных целях. Медицина здесь ни при чем. Правоверные совсем не против алкоголя. Даже аксакалы, воспитанные в строгих религиозных традициях, могут пригубить вино. Это заставляет многих сомневаться в существовании запрета на алкоголь в современном мусульманском мире, силе и степени ответственности за его нарушение. Люди, исповедующие другую религию, неоднократно сталкивались со злоупотреблениями вином, пивом, с откровенным пьянством мусульман, с неприкрытым несоблюдением религиозной традиции. Правда, наблюдали они все это в большинстве случаев на территории третьих стран.
В ортодоксальных исламских государствах продажа спиртного запрещена, праздники, свадьбы отмечают с безалкогольными напитками. Но в Турции, Сирии, Саудовской Аравии разрешено употреблять ракию – разведенный виноградный спирт (бывает крепостью до 60 градусов). Этого оказалось достаточно, чтобы возникала неуверенность в следовании мусульманами одной из главных религиозных заповедей. Вне подозрений только мусульманки, живущие строго по законам шариата.
Есть ли запрет на спиртное в Коране?
В самом тексте Священной Книги нет категорического табу на употребление спиртного. Там скорее размышления о его вреде и в мягкой форме рекомендации отказа от алкоголя. Поэтому некоторые мусульмане пьют алкоголь, полагая, что рекомендация имеет двойной смысл. С одной стороны, это пожелание своим близким следовать тому или иному правилу, а с другой – просто отзыв о чем-нибудь, то есть субъективное мнение. В таком случае, если желание выпить оказалось сильнее «нельзя» пророка, то можно нарушить запрет.
Оправдывают они этот момент совсем просто. В Коране сказано, что «первая капля вина губит человека». Так они и не пьют эту каплю, стряхнув ее с краешка рюмки или бокала. А вот все последующие, о которых не упоминается в Священной Книге, употребляют с удовольствием.
Ислам и алкоголь
Как религия ислам – одно из самых строгих, жестких, в каких-то моментах даже жестоких, вероисповеданий на Земле. К алкоголизму его отношение недвусмысленно. Ислам не просто провозглашает отказ от спиртного, но и запрещает все вещества, обладающие подобным действием. И это чрезвычайно серьезно. Ведь, наркотические средства не только калечат, в выверенных дозах они сегодня купируют симптомы многих, в том числе смертельных заболеваний, снимают боль, облегчая последние минуты жизни раненым на поле боя или онкологическим больным в хосписах. Но в исламе этот запрет появился далеко не случайно.
В период до пророка Мухаммеда, народы современных мусульманских стран исповедовали язычество, которое поощряло выпивку в быту и религиозных обрядах. Вино воспевали в стихах. Это вполне объяснимо. В землях Аравийского полуострова практически нет воды, поэтому жажду утоляли молоком или некрепким вином. О крепких напитках типа водки не было речи. Несмотря на небольшой градус настоек и вина (20*), жара усиливала их действие на организм, и слабоалкогольные напитки становились аналогами шестидесяти градусных. Следствием становилась зависимость человека от вина: люди спивались, рожали неполноценных детей, нация деградировала.
Единственным способом избавить народ от бедствия, по мнению пророка Мухаммеда, стал полный отказ от алкоголя. Этот постулат стал одним из столпов новой религии, которую основал пророк.
Отказ от пьянства проходил поэтапно:
- Сначала провели большую разъяснительную работу, показывая пагубность спиртного, но при этом, оговаривая и его полезные свойства: снятие стресса, усталости, боли.
- Второй этап заключался в запрете проведения намаза в состоянии опьянения. Ссылались на то, что верующие путали слова, смысл молитвы.
- Только после этого ввели полный запрет на алкоголь и аналогичные ему вещества, приравняв к ним азартные игры. Назвали все это грехом – хамаром, что переводится, как «дурманящий, лишающий разума».
По легенде, те, кто пил вино во время чтения суры Корана о запрете алкоголя, вылили остатки на пол и разбили бокалы, в знак того, что больше никогда не прикоснутся к спиртному.
С тех пор нельзя производить, привозить, продавать и пить алкоголь. Нарушившие закон проклинались. В список тех, кто должен был быть проклят, включили и наливающих вино, и разносящих, приносящих его, и тех, кому приносили спиртное, и тех, кто покупал вино, кто получал деньги за его реализацию. Толкователи закона убеждали людей в том, что нарушившие запрет, даже прочтя покаянную молитву, не будут приняты Аллахом, пока не пройдет 40 дней со дня выпивки. Перспектива умереть непрощенным Господом, не прельщала никого. Пить перестали. Это говорит о стойкости мусульманского характера, поскольку евреи, их двоюродные братья по происхождению, живущие рядом, всегда пили и пьют вино, невзирая на его отрицательное действие.
Коран и традиции Востока
Как только «сухой закон» вступил в свои права, его сразу же стали пытаться корректировать, менять, упрощать. Предвидя это, Мухаммед настойчиво убеждал верующих в том, что опасно любое вещество, дурманящее мозг человека, будь то ягоды, хмель, виноград. Но жизнь брала свое, и многие суры Корана о запрете алкоголя трактовались двояко. Например, пиво сначала вообще реабилитировали, поскольку прямого упоминания о нем в Коране не было. А изобретенный в 860 году чистый спирт считали лекарством. Но затем эти «неточности» устранили, восстановив полный запрет на алкоголь и подобные ему вещества.
И все-таки во многих мусульманских странах относятся к спиртному по-разному. Самое мягкое отношение к алкоголю в Персии, где испокон веков преобладал зороастризм, исповедующий свободу человека. Здесь всегда именно за человеком оставляли право выбора: пить или не пить алкоголь. Достаточно вспомнить Омара Хайяма и его стихи, воспевающие вкус, цвет, аромат вина. И в современном Иране продолжают существовать традиции культурного винопития, особенно на Юго-Западе. Там много маленьких магазинчиков, продающих вино прямо по рецепту древних поэтов Хайяма и Хафиза. Интеллектуалы и ценители вина всего мира считают большой удачей покупку вина в такой лавке.
Владельцы винных магазинов – члены зороастрийских общин, сохранивших свою религию на фоне доминирующего ислама. Такие винные лавки существуют и в Албании.
И все-таки, запрет на вино в мусульманском мире, пройдя через века, действует и сегодня.
Пьют ли сегодня мусульмане?
В наши дни споры между мусульманами вокруг вина не утихают. 2008 год ознаменовался «сенсацией». Один из исламских богословов издал указ о возможности пить вино с процентным содержанием спирта в пределах 0,5%. Он посчитал, что это не противоречит правилам правоверных и Корану. Такой слабый алкоголь не вызовет опьянения, то есть он легален. Тут же второй ученый объявил, что это – грех, способный спровоцировать эпидемию выпивок. Истина не была установлена. В Турции, Иране, Саудовской Аравии, Сирии, Ливане, где людям разрешено пить ракию, такую полемику восприняли с долей здорового скепсиса. Ведь в этих странах все правоверные знают, что опьянение, а не умеренное употребление вкусного вина – грех. Поэтому у шариата нет претензий к их образу жизни.
Туристический бизнес предполагает продажу алкоголя, и с этим тоже не согласуется понятие Корана. Но публичное питье, а уж тем более, потеря чувства меры, не приветствуется в мусульманском мире повсеместно. В мусульманских государствах, свято приверженных букве Корана, действует «сухой закон». Несмотря на это, и в них гибнут люди от фальсификата. Именно поэтому в странах ислама каждый знает 5 причин отказа от спиртного:
- Молитва – основа жизни мусульманина, выпивка – помеха молитве.
- Алкоголь вызывает привыкание.
- Вино подавляет интеллект.
- Спиртное – плохой пример для подрастающего поколения.
- Алкогольная интоксикация снимает все моральные ограничения, заставляя забыть о Коране и Всевышнем, что недопустимо для правоверного.
Итак, подводя итог, еще раз подчеркнем, что, как правило, алкоголь запрещен в мусульманских странах. Но из каждого правила есть исключение. Поэтому, в каких-то странах больше, в каких-то меньше, сегодня существуют послабления суровому закону Корана. Это не значит, что правоверным разрешено пить. Им просто дана свобода выбора, который очевиден, обоснован и поддерживается на государственном уровне.