череп векторные и иллюстрации

Свои среди чужих

– Против теории деформации головы для демонстрации статуса есть еще один серьезный аргумент: почему тогда, к примеру, у сарматов удлиненная форма черепа встречается более чем в 80% захоронений позднего периода? Такого количества священников и правителей быть не могло, — продолжает Михаил Пенегов. — А значит, более убедительно звучит другая распространенная версия — что вытянутая форма головы носила информативную функцию и позволяла отличить своих от чужих.

Появление русского кокошника некоторые исследователи объясняют попыткой славянских племен имитировать форму голов кочевников-сарматов.

Для членов многих социумов характерно стремление обозначить свою принадлежность к ним, необратимо меняя внешний вид. Однако значительно проще сделать это при помощи цветовых или шрамовых татуировок, за счет изменения формы ушей, носа или иных этнических добровольно наносимых увечий. Менять форму черепа у детей слишком сложно и опасно.

Тем более что исследования сарматских захоронений показали, что найденные в них одинаковым образом деформированные черепа относятся к разным антропологическим типам. То есть особая форма головы не могла говорить о принадлежности к тому или иному племени, что противоречит изначальному предположению. Возможно, она свидетельствовала о принадлежности к некому союзу племен.

– Однако теория маркирования с помощью деформации черепа принадлежности к определенному союзу племен опять-таки не объясняет, почему подобная практика получила распространения практически во всех территориях Земли, — утверждает Михаил Пенегов. — Поэтому, полагаю, вопрос о причинах искусственной деформации формы головы пока следует считать открытым. На мой взгляд, это один из самых интригующих вопросов исторической антропологии.

Интересно, что мода на вытянутый череп не исчезла бесследно. Она оставила множество следов в самых различных культурах, в том числе и в русской.

– Появление русского кокошника некоторые исследователи объясняют попыткой славянских племен имитировать форму голов завоевателей — кочевников-сарматов, — говорит историк Иван Силантьев. — И совершенно не случайно кокошники стали деталью именно женского костюма. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, женщины в сарматских племенах имели более высокий социальный статус, чем у других древних народов.

Они принимали активное участие в общественной жизни и сакральных ритуалах, даже сражались наравне с мужчинами. Геродот объяснял это тем, что сарматы произошли от браков скифов и легендарных амазонок. Современные историки видят объяснение высокому статусу женщины у сарматов в следах матриархата.

Причем многие исследователи предполагают, что первоначально деформация черепов практиковалась исключительно среди сарматских женщин, головы мужчин были вполне обычной формы. И кокошник как принадлежность женского костюма сохранил память об этой особенности.

Череп в живописи

Человеческий череп является предметом описания во многих картинах, и, зачастую, олицетворяет смерть и разруху. Говоря об этих костях, невозможно пройти мимо аллегоричных натюрмортов.

Натюрморт с черепом

Ванитас

Работы в стиле «Суета сует» несут в себе идею тщетности бытия и бессмысленности земных богатств. Помимо деталей второстепенных, например увядших цветов, мыльных пузырей, оружия, атрибутики государственной власти, многие картины изображают человеческий череп. Он, в контексте натюрморта, символизирует скоротечность жизни.

Однако, не все живописцы используют кость в написании «ванитас». Например Винсен ван дер Винне доносит аллегорический смысл в одной из своих работ, изображая клинок, стеклянный шар, старые книги и другие «типичные» элементы.

Череп как символ беды

Известный модернист, Густав Климт, в своем творчестве неоднократно использовал череп. В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.

Надежда II

В качестве атрибута Смерти (головы) череп выступает на ряде картин разных жанров, в том числе и у Климта. В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».

Смерть и жизнь

Виллем де Портер рисует Смерть в виде скелета в работе «Ростовщица и смерть», в жанре «Суета сует», о котором упоминалось выше.

Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.

Иероним Босх, в традициях Memento Mori, изображает сухую старуху в работах «Смерть и скупой» и «Смерть грешника». Главные антагонисты работ изображены в похожей манере.

Смерть грешника

Василий Верещагин изображает пирамиду из черепов людей, ставших жертвами военных действий. Пирамиды построены на манер тех, какие приказывал возводить полководец и завоеватель Тамерлан. Несмотря на преобладание светлых красок, атмосфера картины гнетущая и печальная.

Апофеоз войны

Заключение

Картины, на которых присутствует человеческий череп, независимо от жанра и даты написания, в большинстве своем выражают упаднические настроения, грустные мотивы, служа атрибутом опасности или символом поражения.

Всадник по имени Смерть

То же самое можно сказать и про черепа животных. Например, в «Семи актах милосердия» Самсон утоляет жажду, испивая из ослиной челюсти, которой, согласно Завету, убил сотни человек.

Самсон утоляет жажду

Использование черепа говорит о том, что в работе затрагивается смерть и сопряженные темы.

След палеоконактов

Невозможно предположить, что мода на яйцеголовость спонтанно или благодаря случайному стечению обстоятельств возникла в каком-то одном из древних социумов, а затем распространилась среди других народов, разделенных гигантскими расстояниями и океанами. Поэтому здесь ученым приходится покинуть твердую почву науки и перейти в зыбкие околонаучные области.

– Одно из объяснений, зачем многим древним народам, разделенных пространственными и временными рамками, понадобилось менять естественную форму черепа, предлагают сторонники теории палеоконтакта, — говорит Михаил Пенегов. — По их мнению, инопланетные существа, посещавшие Землю в различные периоды ее истории, имели черепа именно такой вытянутой формы. Земные народы, воспринимавшие их как богов, стремились уподобиться им, меняя свой внешний вид.

Автор книги «Все, что вы знаете — ложь» археолог Ллойд Пи утверждает, что реконструкция по методу Герасимова черепа, найденного возле города Чихуахуа в Мексике, дает точное совпадение с обобщенным портретом инопланетного существа, составленного по описаниям наших современников, утверждающих, что они общались с инопланетянами.

Все контактеры описывают их как существ с вытянутой формой головы — примерно такой же, как у обладателей хрустальных черепов в последней части «Индианы Джонса». Все это звучит фантастично, но… Много раз то, что вчера воспринималось наукой как полный бред, уже завтра становилось непреложной истиной.

Часть историков полагает, что вытянутая форма головы маркировала особую роль в социальной группе, была отличительной чертой правящей касты или священнослужителей. Однако это вновь ставит вопрос, почему считалось, что именно эта форма черепа подчеркивает высокий статус их обладателей?

Распространенно объяснение, что таким образом они становились похожи на богов, которых большинство древних народов, например, индейцы майя, древние египтяне, семитские племена Ближнего Востока, изображали в сложных удлиненных головных уборах или с черепами удлиненной формы. Но почему же они представляли богов именно такими?

Яйцеголовая древность

Как показали археологические находки последних двух веков, практика длительного механического воздействия на растущую голову детей с целью ее деформации была распространена среди многих народов, развивавшихся совершенно независимо друг от друга.

– Первые искусственно деформированные черепа были найдены в Перу в самом начале позапрошлого века, затем в 1820 году — в Австрии, — рассказывает археолог Михаил Пенегов. — Дальнейшие археологические изыскания показали, что черепа удлиненной формы встречаются практически повсеместно.

Их находят в захоронениях древних египтян на севере Африки, в могилах ацтеков, инков и других индейских племен Мезоамерики и Южной Америки, в некрополях Центральной Азии и Хорезма, в погребениях на территориях, принадлежащих сегодня Мальте, Ирану, Сирии, Кипру, Криту, Франции, Норвегии, многим другим странам. Относительно недавно они были найдены в захоронениях, расположенных на территории Сибири.

Ученые исключают вероятность, что найденные археологами черепа могли приобрести странную удлиненную форму из-за особенностей ухода за младенцами в древние времена или перенесенных травм.

– Искусственные деформации головы бывают преднамеренными и непреднамеренными, — поясняет антрополог Борис Зальцман. — Скажем, если младенца плотно запеленать и надолго уложить в колыбель в одной позе, то его череп деформируется в затылочной части.

Под воздействием собственной тяжести он станет приплюснутым. Однако крайне сложно представить, каким должно быть непреднамеренное воздействие на кости головы, чтобы они приобрели ровную вытянутую форму. Соответственно, этой цели достигали сознательно.

Антропологи установили, что для деформации костей черепа использовались специальные деревянные колодки и веревки — ими туго перетягивали головы детей в области висков. В некоторых захоронениях Южной Америки найдены даже особые детские лежанки, в которых маленьких детей фиксировали, чтобы они не могли снять с себя все эти приспособления, доставлявшие неприятные ощущения.

Позднее их заменили на более щадящую технологию — полоски ткани. Так, в африканском племени мангбету родители до сих пор туго пеленают головы детям бинтами, после чего кости черепа приобретают удлиненную форму.

Искусственно ограничивая возможности роста черепной коробки, неестественного искривления головы и сегодня добиваются некоторые племена Конго, Судана, островов Новые Гебриды в западной части Тихого океана.

У сарматов круговая деформация формы головы впервые встречается в захоронениях раннего периода. О том, что яйцеголовость была популярна на восточном берегу Черного моря, сообщал еще древнегреческий врач Гиппократ в V веке до н.э. Он рассказывает о некой этнической группе макроцефалов, у которых вытянутые кверху головы являлась знаком принадлежности к элите:

Упоминания о макроцефалах встречаются в трудах Аристотеля, Страбона и Плиния.

В I веке до н.э. — I веке н.э. скелеты с вытянутым вверх черепом находят в 35% сарматских погребений. Затем эта традиция становится более популярной, и во II–IV веках н.э. такая форма головы встречается уже в 88% могил. Повсеместное распространение этого обычая среди кочевых племен, проживавших на юге России, сделало его одной из отличительных черт поздних сарматов.

По мнению ряда отечественных исследователей, именно сарматские племена заимствовали этот обычай у кочевых племен Средней Азии и затем принесли его из заволжских степей в Европу, отступая на Запад под натиском гуннов.

Список источников

  • nlo-mir.ru
  • artrue.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Жизнь Без Оков: Красота и Здоровье в Ваших Руках!
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector